Платежи и взаиморасчеты с поставщиками услуг и населением
Специальные модули, включаемые в систему, позволяют автоматизировать обмен информацией с организациями, осуществляющими прием платежей, и выйти на уровень получения данных об оплате и взаиморасчетах в режиме реального времени.
Взаиморасчеты с поставщиками услуг
Предлагаемая информационная система «РРЦ» позволяет управляющим компаниям, работающим с целым рядом предприятий-поставщиков услуг, при помощи качественного и надежного информационного обеспечения контролировать и управлять процессом сбора платежей от населения и дальнейшего распределения их по поставщикам.
Подсистема учета взаиморасчетов с поставщиками услуг, реализованная в системе управления «РРЦ», учитывает массу факторов, включая изменение тарифов и смену поставщиков, в том числе по ходу расчетного месяца, льготы, субсидии, перерасчеты, и позволяет оперативно и в полном объем решать весь спектр задач, стоящих перед управляющими компаниями.
Система управления «РРЦ» позволяет реализовать следующие схемы движения денег от населения к поставщикам, методики расщепления платежей и методики сверки оплаты.
Схемы движения денег от населения к поставщикам
Схема №1
Согласно данной схеме, всю денежную сумму, принятую от населения, за вычетом комиссионных банков и комиссионных РКЦ, банки перечисляют непосредственно поставщикам услуг. В задачу РКЦ входит только обработка платежей и предоставление информации о ходе платежей участвующим сторонам. Для реализации этой схемы на счетах, направляемых населению, раздельно указываются суммы, подлежащие к уплате разным поставщикам, или печатаются отдельные счета для отдельных поставщиков услуг. В пунктах приема платежей также должна быть возможность указать назначение платежа.
Схема №2
По второй схеме денежная сумма от банков поступает на расчетный счет РКЦ за вычетом комиссионных банка. Но платежи также имеют конкретное указание, кому предназначена та или иная денежная сумма. Для этого к счетам и пунктам приема платежей предъявляются те же требования. РКЦ выполняет информационную обработку платежей и перечисляет деньги поставщикам. РКЦ также может выполнять расщепление платежей между услугами одного поставщика по методике, согласованной с поставщиками услуг.
Схема № 3
По данной схеме населению выставляется счет к оплате одной суммой, а расщепление выполняется на РКЦ по методике, принятой на РКЦ, согласованной с поставщиками или муниципальной властью. Вся денежная сумма, полученная от населения, расщепленная между услугами и поставщиками, без дальнейшей обработки отправляются поставщикам услуг.
Минусом данной схемы является фактор недоверия поставщиков услуг. В программе «РРЦ» предусмотрена возможность снижения фактора недоверия за счет прямого доступа представителей поставщиков к информационной системе.
Схема № 4
Применяется в городах с усредненным тарифом. Ее отличие от предыдущей схемы состоит в том, что после расщепления платежей от населения, РКЦ выполняются дополнительные расчеты сумм, подлежащих перечислению поставщикам услуг. Собираются все счета, выставленные поставщиками управляющим компаниям, при этом цена каждого поставщика своя. И сумма оплаты от населения распределяется пропорционально выставленным счетам.
Методики расщепления платежей
В программе используются различные методики расщепления платежей в разных городах.
Распределение пропорционально задолженности, существующей на момент оплаты. Оптимальна для «постоянных» поставщиков с большой суммой накопленных долгов.
Распределение пропорционально текущим начислениям на практике применяется в том случае, когда образуется переплата.
Распределение по истории начислений с движением из настоящего времени в прошлое. В данном случае сначала происходит погашение начислений текущего месяца, затем предыдущего и т.д., пока не будет погашена вся сумма долга.
Распределение по приоритетам выполняется в случае договоренности с поставщиками. В этом случае сначала производится погашение «приоритетных долгов». В пределах одного уровня приоритета может использоваться любая из перечисленных выше методик.
Учет задолженности
РКЦ должны передавать поставщикам услуг отчеты о поступлении денег от населения и существующей задолженности населения перед ними. В случае, если система установлена не у одного поставщика услуг, а на РКЦ или в управляющей компании, то от системы потребуется еще информация, на основе которой управляющая компания будет рассчитываться со своими поставщиками, а поставщики — со своими подрядчиками.
В практике использования программы применялся вариант раскладки суммы оплаты по периодам времени и предоставлении соответствующих отчетов. Недостаток такого метода в наличии множества нюансов в алгоритме расчета. Не возникает проблем, если начисления и оплата происходят равномерно. Но могут возникнуть отрицательные начисления, отплата также иногда сторнируется, в каких-то периодах времени возникает переплата, в процесс расчета «вмешиваются» начисления и перерасчеты льгот и т.д.
При возникновении подобных нестандартных ситуаций для обеспечения прозрачности результата расчета для поставщика в программе предусмотрен трехуровневый учет начислений, платежей и задолженностей – управляющая компания, поставщик, подрядчик. Все расчетные данные, все записи об оплате и задолженности содержат ключевые признаки управляющей компании, поставщика и подрядчика. Благодаря этому появляется возможность предоставления отчетов для управляющей компании с любым уровнем детализации.
Обслуживание населения
Задача быстрого и качественного обслуживания населения относится к числу первоочередных — это один из важнейших факторов, влияющих на оценку работы компании клиентами. Система управления «РРЦ» позволяет успешно решить задачу оперативной информационной поддержки населения за счет наличия в службе поддержки на любой момент времени полной и подробной информации по лицевому счету абонента, включая не только суммы начислений, удержаний или перерасчетов, но и их обоснование.
Кроме того, система позволяет организовать доступ клиентов к своим лицевым счетам через Интернет и web-интерфейс, что не только расширяет перечень преимуществ для населения, но и снижает расходы самой управляющей компании на содержание абонентской службы.